История кладбищ

История кладбищ

Независимо от нашего желания, кладбище занимает прочное место в нашей жизни. Человек может никогда не посетить театр, музей, библиотеку, парк развлечений или ресторан, но он обязательно и неоднократно ступит на кладбище.

Важно понять, что кладбище не является исключительно мрачной и печальной стороной нашего существования.

Чаще всего люди испытывают горе на кладбище только в день похорон близких, а в последующие посещения дорогой могилы возникают чувства умиротворения и трепета. Это не случайно, что давний поэт Михаил Александрович Дмитриев писал: “Наш московский народ любит приходить на кладбище к усопшим родным так, словно они живы, на свидание”.

Именно как к живым. Как может свидание быть сопровождаемым горем? Вопреки распространенному представлению о кладбище как месте скорби, здесь она не преобладает больше, чем за его оградой.

Необходимо отметить, что слово “кладбище” не полностью соответствует греческому “некрополю”. Может быть, они даже не являются полными синонимами, хотя сейчас их употребляют как таковые. “Некрополь” означает “город мертвых”. “Кладбище”, как легко догадаться, происходит от слова “клад”, которое, в свою очередь, происходит от глагола “класть”, то есть, по определению Даля, “полагать лежа”. “Клад” – это очень древнее слово, явно славянского происхождения, означающее что-то ценное, закопанное в землю. И, что важно, временно закопанное. Никто не станет скрывать ценности таким образом, чтобы потом не иметь возможности их обрести.

В соответствии с христианским учением все верные члены церкви, все, кто спасен, получают в награду за свою верность вечную жизнь. У Даля также есть выражение: “смерть упокоевает”. Верный христианин не исчезает бесследно, но временно упокоевается. Поэтому он, как драгоценный клад, должен быть положен лежа в специально отведенном месте, ожидая воскресения.

Если человек жил несправедливо и умер негодной смертью, не покаявшись и не причащаясь святым таинствам, то его не хоронят вместе с верными, а закапывают где-нибудь в отдаленном месте или просто выбрасывают в поле. Вот почему исходное значение слова “кладбище” не могло соответствовать языческому греческому понятию “город мертвых”. У русского Бога нет мертвых. И православный народ, вероятно, знает: “сущим во гробех живот даровав”. Вот почему русское кладбище, которое ранее не рассматривалось как место печального удела, “мрачной областью аида”, до сих пор сохраняет свою живую, презирающую смерть природу.